Судебная психологическая экспертиза
Психологическая экспертиза проводится в различных случаях. Это может быть определение фактического проживания ребенка с родителем\опекуном (отцом, матерью и др.), установление вида и типа привязанности ребенка к родителю\опекуну, наличие\отсутствие индуцирования (воздействия), подтверждение вменяемости, дееспособности или сделкоспособности конкретного человека для оценки осознанности совершенных им действий, в том числе законности подписанных им бумаг (договоров и прочих документов), в том числе оценка внушаемости, подчиняемости подэкспертных.
Объектом психологической экспертизы является непосредственно подэкспертное лицо, с которым необходимо обеспечить возможность взаимодействия психолога-эксперта с целью исследования психических свойств личности. При невозможности очного обследования экспертиза проводится заочно: в этом случае на экспертизу предоставляется документация (медицинские карты, личное дело, характеристики). Для психологического исследования средств коммуникативного воздействия на экспертизу предоставляются объекты исследования: тексты СМИ, музыкальные и аудиовизуальные произведения и т.д. При экспертизе в рамках дел об экстремизме, возбуждении ненависти или вражды; дел о защите чести, достоинства и деловой репутации часто проводится комплексная психолого-лингвистическая экспертиза.
Виды психологической (судебно-психологической) экспертизы:
- психологическая экспертиза очная (психологическое освидетельствование и исследование документации);
- психологическая экспертиза заочная (психологическое исследование и оценка по материалам дела и другой документации);
- экспертиза детско-родительских отношений (оценка психологических особенностей взаимодействия членов семьи, отношения ребенка к каждому из родителей (или опекунов) в отдельности и к родителям (опекунам) в целом; исследование уровня психологического развития и социальной адаптации ребенка, а также способности родителей к обеспечению ребенку надлежащего воспитания и комфорта);
- экспертиза несовершеннолетних (целесообразность усыновления, несовершеннолетние обвиняемые, свидетели, потерпевшие и др.);
- экспертиза морального вреда (нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина).
Примерный перечень вопросов, представляемых на разрешение судебной психологической экспертизы детско-родительских отношений (определение места жительства ребенка):
1. Какова эмоциональная и интеллектуальная привязанность несовершеннолетней/него ________, ____ года рождения, к каждому из родителей?
2. Какова психологическая совместимость ______________, ___________ года рождения, с каждым из родителей?
3. Имеются ли у отца ____________ и матери _____________ особенности эмоционально-волевой сферы, характера, которые могут проявиться в отрицательном влиянии на ____________, ______________ года рождения?
4. Имеется ли психологическое давление или влияние со стороны каждого из родителей или иных лиц на несовершеннолетнюю/него ___________, ___________ года рождения, отрицательно сказывающиеся на взаимоотношениях и отношении ребенка к другому родителю?
5. Каковы индивидуально-психологические особенности несовершеннолетней/него ______________, ___________ года рождения? Соответствует ли развитие __________ ее возрасту?
6. Каковы индивидуально-психологические особенности отца _________________?
7. Каковы индивидуально-психологические особенности матери ____________?
8. Переносил/а ли _______________, _____________ года рождения, какие-либо психологические травмы, связанные с воздействием на нее со стороны отца, матери и иных лиц?
9. Каково внутреннее отношение ребенка к каждому из родителей, другим членам семьи (бабушкам, дедушкам, иным родственникам), а также к постоянному проживанию с тем или иным родителем?
Выявление дееспособности и сделкоспособности:
Мог ли испытуемый по своему психологическому состоянию полностью осознавать смысл своих действий и те правовые последствия, которые могут возникнуть в результате (юридически значимого действия)?
Обладает ли испытуемый повышенной внушаемостью?
Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого существенно повлияли на его поведение в юридически значимой ситуации?
Имеются ли признаки того, что подэкспертный во время заключения сделки находился в измененном психологическом состоянии, повлиявшем на его способность осознавать значение своих действий и управлять ими?
Исследование детско-родительских отношений (при усыновлении или удочерении):
Каково состояние индивидуально-психологических и интеллектуальных особенностей испытуемого?
Каким является истинное отношение испытуемого к родителям, занимающимся его воспитанием?
Каковы особенности восприятия ребенком данных родителей?
Каковы взаимоотношения данного ребенка с другими детьми в этой семье? В чем особенности их психологической привязанности?
В чем особенности психологической ситуации жизни ребенка в этой семье?
Каковы психологические перспективы жизни ребенка в приемной семье?
Установление факта причинения морального вреда:
Имеются ли у (ФИО) признаки негативных переживаний (нравственных страданий) в связи с (обстоятельства)? Если имеются, то в чем конкретно они выражены, какова степень их глубины, стойкости и интенсивности?
Имеются ли изменения психического благополучия (ФИО) в результате (обстоятельства)? Если да, то имеется ли причинно-следственная связь между (обстоятельствами) и последующим психологическим состоянием (ФИО)? Имеются ли неблагоприятные последствия в данный момент?
Какие индивидуально-психологические особенности имеются у (ФИО), и каким образом они могли повлиять на эмоциональное состояние (глубину нравственных страданий) лица в связи с (обстоятельства)?